Телевизоры СССР
Сравнение телевизоров СССР
В Советском Союзе выпускались разнообразные модели телевизоров - стационарные и переносные, чёрно-белые и цветные. Телевизоры СССР выпускались различными заводами радиоэлектронной техники.
При этом, если производство отдельных радиокомпонентов занимались многие республики союза: завод электролитических конденсаторов был в Армении, моточные изделия - трансформаторы, дроссели производились в Узбекистане, практически
каждая республика была задействована в цепочке производства. А непосредственное изготовление теле-радио аппаратуры производили Россия, Беларусия, Украина и Литва. Телевизоры выпускались следующих торговых марок:
Берёзка - Харьков, Украина
Витязь - Витебск, Беларусь
Горизонт - Минск, Беларусь
Енисей - Красноярск, Россия
Каскад - Куйбышев, Россия
Радуга - Ленинград, Россия
Рекорд - Александров, Воронеж Россия
Рубин - Москва, Россия
Сапфир - Рязань, Россия
Таурас - Шяуляй, Литва
Темп - Москва, Россия
Фотон - Симферополь, Украина
Чайка - Горький, Россия
Шилялис - Каунас, Литва
Электрон - Львов, Украина
Юность - Москва, Россия
Принципиальным превосходством советской телевизионной техники перед импортной, была её унификация. То есть большинство плат и модулей были взаимозаменяемы. Можно было, на пример, блок питания с модели Электрон 280 поставить на
Рубин, Радугу, Электрон, или любую другую марку шасси 3УСЦТ и всё прекрасно работало.
Два больших жирных минуса отравляли жизнь пользователям в СССР: общая не надёжность продукции и качество кинескопов - основного элемента, определяющего качество изображения. В некоторых моделях вместо отечественного,
устанавливали импортный цветной кинескоп, качество изображения и надёжность которого были значительно выше.
Телевизоры московского завода Рубин всегда были в дефиците, аппараты пользовались повышенным спросом и купить их в магазине было сложнее, чем тв других марок. Они действительно, были чуть надёжнее. Таким же повышенным спросом
пользовались телевизоры Юность. Удобные переносные аппараты были очень удачно сконструированы, их схемотехника и ремонтопригодность выгодно отличала их от других маленьких тв.
Среди заводов, производящих электронную технику в СССР, выделялся Каунасский радиотехнический завод, выпускавший телевизоры Шилялис - малогабаритные цветные и маленькие чёрно-белые модели.
Чёрно-белый телевизор Рекорд
Чёрно-белый телевизор Рекорд ламповый и лампово-полупроводниковый аппарат с кинескопом 50 см. выпускался модификаций В-301, 302, 304, 308, 312, 340, 350. Модель Рекорд В-312, возможно, самый лучший тв своего класса. Собранный по унифицированной схеме и состоящий из тех же электронных ламп и радиоэлектронных компонентов, он обладал одной технологической особенностью - применением керамических панелек. Основа электроники того времени - усилительные лампы сильно грелись, поэтому качество контактов панелек - держателей, сделанных из пластмассы, было очень плохое. Со временем они рассыпались. Применённые в Рекорде панельки из керамики стали очень удачным технологическим решением, они практически не нуждались в замене во время всего срока эксплуатации.
Телевизор Рубин 714
Как уже говорилось, марка Рубин была самым дефицитным телевизионным изделием эпохи СССР. Предприятие военно-промышленного комплекса имело отделение по выпуску бытовых телевизоров. Видимо по-этому,производство техники для обычных пользователей, приняло признаки конструкции и технологии техники военной. В 70-х годах на заводе стали выпускать цветные телевизоры серии 700, которые стали доступны для приобретения. Неизменным спросом пользовались модели 701, 704, 710, 711. Но настоящим прорывом стал выпуск модели Рубин-714, которую вскоре стали выпускать и на других предприятиях. Внешне телевизор был похож на предудущую модель, но в нём для формирования высоковольтного напряжения питания кинескопа, вместо ламп стали применять умножитель напряжения УН 8,5/25 на селеновых элементах в керамическом корпусе. Проблемы сильного теплоотделения и повышенной пожароопасности ушли в прошлое.
Электрон Ц-380
3УСЦТ - название шасси различных марок и моделей полупроводниковых телевизоров, отличающейся надёжным качеством изображения, панелью сенсорного выбора телевизионных программ, взаимозаменяемостью блоков и модулей.
В них устанавливались цветные кинескопы 51 и 61 см с самосведением, обеспечивающем хорошее качество цветного изображения.При этом кинескопы 61 см отличались малой надёжностью: уже через короткое время эксплуатации
изображение начинало бледнеть, терять естественный баланс белого цвета и резкость. В отличие от них, кинескопы с диагональю экрана 51 см служили долгие годы без потери качества.
Телевизор СССРЭлектрон Ц-380 - одна из первых моделей 3УСЦТ, выпущенных в массовое производство. Через некоторое время модель Ц-380 стала выпускаться другими телевизионными заводами под своими
марками. Кинескоп 51 см обеспечивал хорошее изображение, которое не портилось со временем. В шасси использовались полупроводниковые элементы и микросхемы с малой степенью интеграции, взаимозаменяемые блоки и модули,
сенсорный модуль переключения программ без дистанционного управления и без процессора управления.
Возможно, выпуск модели ц-380 был наивысшей точкой министерства электронной промышленности СССР. Появившиеся в последующих модификациях большие интегральные схемы отечественного производства привели, вопреки смыслу их
изобретения, к уменьшению надёжности. Крайне не надёжно функционировали пульты дистанционного управления и процессоры с индикацией.
Переносные телевизоры СССР Юность и Сапфир
Вожделенным приобретением для любого жителя нашей страны был переносной телевизор. В СССР они выпускались чёрно-белые и цветные, полупроводниковые, на кинескопе с диагональю от 10 см до 34 см, под марками
Электроника, Юность, Сапфир, Каскад и другими. Цветные экземпляры вели себя крайне не надёжно, за исключением марки Шилялис о которой речь пойдёт чуть позже.
Среди представителей чёрно-белых экземпляров качество приёма и изображения, а также надёжность и долговечность не всегда были на высоте. Но, были исключения. Юность, начавшая выпуск переносной продукции первой с модели "Юность-2",
сделала очень удачную конструктивную и схемотехническую основу, которая не меняясь в своей основе, а лишь усовершенствуясь, применялась в аппаратах моделей 602, 401, 402, 405, 406 и 32ТБ. Когда нашу страну заполонили импортные
телевизоры разных размеров, про цветные отечественные марки потребитель забыл сразу. А проверенная годами Юность всё равно оставалась востребована. У этих телевизоров был один недостаток: выпускавшийся в СССР кинескоп с диагональю 31 см
был не очень надёжен, достаточно быстро терял яркость и резкость. Зачастую его можно было восстановить, и грамотные телемастера пользовались этим.
Телевизор Сапфир по конструкции и схемотехнике был похож на Юность, но при этом изготавливался на чёрно-белых кинескопах с диагональю 23 см. Такая трубка была на порядок надёжнее, проблем с кинескопом практически не было.
Телевизор Шилялис
Телевизор Шилялис для жителей СССР был почти импортным. Действительно, конструктивное и технологическое изготовление было на высоте, хотя он собирался на той-же элементной базе.
Модельный ряд продукции Каунасского завода состоял из чёрно-белых моделей на кинескопе 16 см: Шилялис-401, 402, 403, 405, 16ТБ. Это кинескоп 16ЛК был худшего качества, чем 23ЛК, и не имел возможности восстановления, как 31ЛК.
Цветные телевизоры выпускались с кинескопами 32ЛК1Ц, модели Шилялис Ц-401, Ц410; с кинескопами 32ЛК2Ц Шилялис Ц-445, 32ТЦ-401; с кинескопом 42ЛК2Ц, 42ТЦ-401. 32ЛК1Ц - неудачный экземпляр, через короткое время он терял свои
эксплуатационные свойства. В отличие от него, модификация 32ЛК2Ц и 42ЛК2Ц были крайне удачны. Кроме того, схемотехника моделей ТЦ-401 была аналогична прекрасно зарекомендовавшей себя модели стационарных телевизоров 3УСЦТ, и
взаимозаменяема с ним по многим модулям. В некоторых экземплярах Шилялис 32ТЦ-401 были установлены импортные кинескопы, что делало их ещё более вожделенными для покупателей.